Если вы серьезно подошли к первому шагу создания фирменного стиля, а именно определению его концепции, то в общих чертах вы уже знаете, каким должен быть логотип. Повторяю, в общих чертах. То есть вы уже знаете, какую вашу мысль логотип должен выражать, какими качествами он должен обладать. Логотип может быть солидным, серьезным, легким, игривым, классическим или underground, что в данном случае является синонимом к "альтернативный". То есть нарушающий всякие стандарты построения логотипа (но не синонимом "коверкание шрифта"). Тут мерой является ваш художественный вкус. Концепция определит в общих чертах даже группу шрифтов, которые могут быть использованы при разработке логотипов.
Затем вы начинаете тщательно изучать графемы, использующиеся в логотипе. Что это? Это буква, символ, знак, но не в плане значения или звучания, а то, как выглядит символ на логотипе. Ну, к примеру, в графемах Р и Ь очень много общего, хотя по звучанию нет ничего даже рядом… Так же графемы С и Э. Ну и другие, встречающиеся в логотипах. Например, программы распознавания текстов в своей основе содержат алгоритмы идентификации графем.
Каждая графема (а следовательно, и весь шрифт логотипа) состоит из элементов. Те же Р и Ь, Ы содержат два основных шрифтовых элемента, а в Я добавлен еще один. Вот именно эти элемнты и являются основой для создания логотипа, определяют ритм начетания, структуру логотипа. Например, слово РЫБЫ :o) по направлению движения взгляда по элементам уже содержит некоторое "ныряние в глубину".
Это та часть логотипа, которой вы не можете управлять, но которую можете изменять с помощью шрифта. Компьютер позволяет подставлять шрифты в готовое слово, подбирать нужный шрифт. Выбранный вами шрифт логотипа должен не только отражать вашу концепцию, но благополучно выглядеть в данном графемном начертании, имеющем свой внутренний ритм. Элемент, выделенный красным, напоминает рыбью чешую… этим можно воспользоваться… Ну и стойки также образуют определенный ритм в логотипе. Стоит поискать шрифт, в котором эти свойства будут максимально выражены… Плюс цвет, используемый в стиле и логотипе. В данном примере вряд ли будет уместен красный цвет…(потому как рыба — это не совсем мясо…)
Не всегда стоит искать в логотипе "чешую" буквально. Для художественного
восприятия логотипа важен образ, может быть, метафора, заложенная в логотипе.
В логотипе ЛОГОС (см. прошлый выпуск) я следовал логической цепочке ЛОГОС-СЛОВО-МЫСЛЬ-МУДРОСТЬ
и превратил логотип в некую картинку с логикой СОВА-СИМВОЛ МУДРОСТИ (не путать
с моим личным логотипом, в который заложен несколько иной, более личностный
смысл). Иногда логотип может представлять достаточно абстрактную картинку, но,
тем не менее, каждый должен суметь прочитать слово, заложенное в логотипе (поскольку
речь в данном случае идет не о товарной марке, знаке обслуживания или символе).
В логотипе газеты Вашингтон Пост использован староанглийский шрифт с целью придания
газете образа традиционного стабильного издания. И хотя газета американская,
но ощущение английских традиций ( а это в первую очередь консерватизм в хорошем
смысле слова неизменность своих политических и социальных взглядов, что является
уже частью имиджа газеты). И это художник смог передать через шрифт в логотипе…
Может возникнуть ощущение, что этой газете уже несколько сотен лет. Можете сравнить
это с применением нашей отечественной "Ижицы" для создания стиля "под
Хохлому"…
Часто логотип выполняется простым шрифтом для более быстрого и четкого прочтения,
а для создания индивидуального образа к нему в блок добавляется знак обслуживания
(иногда символ).
Иногда используется совмещенный вариант с применением рисунка прямо на логотипе,
или какой-то текстуры.
В данных примерах я умышленно не даю фирменный цвет логотипа, дабы не отвлекать
от основной мысли статьи.
По своей сути логотип это не столько слово, сколько уже изображение. Поэтому
вполне допустимы и активно используются приемы активного и отрицательного кернинга,
ну и вообще более свободное использование символа как средства графики.
Следующим моментом в практике разработки логотипа является учет "зрительной
зоны" символов и вытекающее отсюда композиционное равновесие логотипа.
В свое время масса художников из сферы наглядной агитации (был такой способ
рекламы КПСС) использовали при написании шрифтов равномерную разметку, не учитывая
вот эту самую визуальную зону, не учитывая "открытость" знаков и психологию
восприятия.
Например, символы С, Е, Г, Р "открыты" в правую сторону, а З, Э,
Я в левую. Есть и симметрично "открытые" знаки О, Ш, Н, П, хотя
по логике их лучше назвать закрытыми симметрично. Мы читаем слева направо, и
психологически это направление является для нас комфортным. Ну и понятно, что
взгляд скользит на "открытых вправо", и тормозит на "открытых"
влево… Что дает нам удобство или дискомфорт восприятия.
Все статьи: