Еще раз к вопросу креатива в наружной рекламе…
1. Креатив как много в этом слове…
2. Собственно креатив в наружной рекламе.
3. Особенности национального креатива.
4.Корпоративный дизайн как неотъемлемая часть креатива в наружной рекламе.
5. Заключение. Немного обобщим.
Давным-давно, в далекие предалекие времена слова, креатив конечно,
не было, но криэйторы были. Они уже в тогда понимали значение заголовков и
выносили в них ключевые слова. Они понимали важность побуждающих глаголов
и выделяли их крупным шрифтом. Они знали, что ничто так не привлекает внимание,
как пустое пространство, не заполненное текстом но рекламодатели этого не
понимали тогда, так же, как и сейчас, и старались каждый квадратный миллиметр
рекламной площади заполнить какой ни будь полезной информацией…
(Современная история. Креатив)
Наружная реклама один из самых распространенных, на
сегодняшний день, способов заявить о своей фирме, товаре, услуге. Скорее всего
и наиболее дешевый в соотношении затраченных средств на единицу времени воздействия
рекламы.
Существует огромное разнообразие различных видов рекламных конструкций позволяющих
сделать это воздействие с наибольшей эффективностью и необходимой отдачей.
Однако успешная реклама в "наружке" это, прежде всего рекламная конструкция,
обладающая творческим началом, превосходно исполнена и к тому же правильно размещена.
Иными словами эффективность любой рекламной конструкции зависит от совокупности
следующих факторов: творческой концепции (креатив) и исполнение.
Таким образом эффективность успешного рекламного воздействия неразрывно связана
с двумя основными категориями креатив и исполнение. Неудача одного из них
ведет к снижению эффективности всей рекламы в целом!
Креатив как много в этом слове…
Еще два-три года назад не так часто можно было услышать это слово,
разве, что в кругу узких специалистов, однако рекламные агентства работали,
люди, создавали рекламу и особо не задумываясь кто они креаторы или просто творческие
личности. Думаю, что большинство не задумывается и сейчас. Разве, что когда
просматривают штатное расписание свои "продвинутых" агентств.
Проще говоря, креатив это творческая концепция, центральная идея того, каким
образом реклама может привлечь ваше внимание и остаться в памяти надолго!
Получается, что слово вроде бы новое, а проблемы связанные с ним остались
старые и главная из них, на мой взгляд, вот в чем :- Возможен ли чисто инструментальный
подход к созданию рекламы? Можно ли действительно разработать методику, которая
позволит создавать хороший рекламный материал? Сегодня существуют два противоположных
лагеря- сторонников "чисто" творческого начала, когда пришедшая "муза" креатора
помогает сделать шедевр рекламы и сторонники методологического подхода к её
созданию. Первые считают, что создание рекламы, особенно в ее креативной части,
это не разработка конструкции двигателя. Поэтому никакие изобретательские
задачи к ней не имеют отношения…… Себя я не отношу ни к тем и не к другим.
Хотя мне ближе вторые. За 13 лет, которые я занимаюсь компьютерным дизайном,
понял, что дизайн это, прежде всего порядок, порядок во всем в мыслях, в
линиях и т. д. Такой же порядок должен быть и при создании рекламы, а его, наиболее
полно, может обеспечить только методологическое начало. Особенно, когда убеждаешься,
что рекламных гениев не так уж много, а заказчиков рекламы и рекламных агентств
много, и работать надо всем! В идеале же, на мой взгляд, нужно искать золотую
середину между двумя вышеперечисленными направлениями.
Собственно креатив в наружной рекламе.
Уличные вывески (вывески-знаки).
Самые распространенные элементы конструкций, применяемые в наружной рекламе
это вывески: собственно вывески и вывески-знаки. При создании концепции, особенно
в креативной её части, каждой уличной вывески необходимо учитывать, что коммуникативном
дизайне существует понятие первое "визуальный текст", второе-"канал связи",
относящиеся к одному и тому же информационному объекту, в нашем случае таким
объектом является вывеска.
Первое- средство графического восприятия информации или просто символ
Второе средство его предметного выражения, или материальный носитель.
В основе того, что определяет выразительность вывесок-знаков как предметных
форм, лежит их функциональная эффективность (качественность), и, прежде всего
смысловая четкость и ясность. Если говорить строго по учебнику рекламы последняя
(т.е. ясность) достигается за счет строгого выполнения формами своих содержательных,
коммуникативно-символических функций. Другими словами, наиболее привлекательно
смотрятся предметные вывесочно знаковые формы, которые при всей своей знаковой
условности понятны, узнаваемы, не требуют дополнительной расшифровки. В этом
смысле формы, подобные, например, традиционным аптечным вывескам-знакам в виде
креста, являются эффективными. Вывески же, в которых используются трудно расшифровываемые
символы, попросту не ясны, не запоминаются и трудны к восприятию. Достижение
смысловой ясности уличных вывесок за счет использования одних надписей вряд
ли возможно. Надписи не обеспечивают достаточной наглядности вывесок. Вывеска
с большим количеством слов выглядит измельченной, плохо читаемой.
Что касается вывесок в целом, то необходимо так же учитывать, при их создании,
особенности улиц, кварталов, домов, чтобы не нарушить целостное восприятие городского
пейзажа.
Немаловажным фактором, который необходимо учитывать при разработке вывески
время, на которое она рассчитана. Ведь для долгой жизни наружной рекламы необходимы
не только материалы, из которых она сделана, но и идеи художника креатив.
Для многих заказчиков рекламы, уже сейчас, стоит вопрос: что должно превалировать
в уличной вывеске новейшие технологические находки, или же креатив как более
дешевое, по сравнению с материальной частью, средство для достижения поставленной
цели.
Для улучшения выразительности вывесок необходимо чаще экспериментировать с дизайном
и системой подсветки. Ведь основные тенденции в изготовлении вывесок это объемные
буквы, использование открытого неона, сложные формы объектов, объемные решения.
Можно применять динамику и не только световую, но и механическую, когда двигается
какой-либо элемент или вся вывеска. Так, что в уличной вывеске возможности креатора
далеко не исчерпаны!
Особенности национального креатива
Относительное товарное изобилие в Украине существует всего несколько
лет и потребитель к нему еще не успел привыкнуть. Поэтому отечественная реклама
предельно конкретна и направлена не на имидж, а на товар. Не стоит ее за это
осуждать ведь в тех же Соединенных Штатах имиджевая реклама стала развиваться
только в начале 50-х годов, когда рекламной отрасли, как таковой, было около
100 лет.
Многие рекламодатели и поныне уверены, что ничего другого, кроме внешнего вида
самого товара, в рекламе использовать не надо, потому на биллбордах теснятся
пачки, банки и бутылки. Реклама компьютеров все еще не может обойтись без торжественной
демонстрации серых корпусов и мониторов, а реклама магазинов бытовой техники
мало, чем отличается от витрин тех же магазинов там тоже телевизоры громоздят
на стиральные машины, а сверху ставят видеомагнитофоны.
Наш потребитель еще только осваивает технологию выбора в условиях товарного
изобилия, которую в других странах постигают раньше, чем начинают ходить. Поэтому
нашего потребителя трудно винить в том, что он хочет видеть рекламу, героем
которой является сам товар как он устроен, как действует, чем отличается от
других.
Их союзниками стали рекламодатели как люди, мыслящие конкретно они посчитали,
что рекламный текст менее убедителен, нежели яркий образ.
Украинские криэйторы и их клиенты только начали это движение навстречу, пока
они существуют в разных мирах и говорят на разных языках. В Украине сформировался
весьма специфический тип бизнесменов это сильные личности, заработавшие большие
деньги всего за несколько лет, привыкшие все решения принимать самостоятельно
и не склонные доверять никаким авторитетам. Заказывая рекламу, такие клиенты
предпочитают буквально диктовать свое мнение они могут навязывать агентствам
свои макеты, свои взгляды, зачастую весьма далекие от оптимальных. Им приходиться
возражать. В таких случаях я привожу пример про рыбака, который, собираясь на
рыбалку, берет в качестве наживки червя, ……а не клубнику, которую сам просто
обожает, он знает, что для достижения цели (поймать рыбку) свою любимую клубнику
в качестве наживки использовать не может!
Рекламная пропаганда в нашей стране опирается на богатые традиции нашей политической
пропаганды и, подобно ей, любит использовать плакаты и щиты. Креаторы современной
эпохи часто используют средства своих предшественников. Они применяют традиционные
визуальные средства (как правило, это полно цветные фотографии; рисунки очень
редки), а из текста только слоганы, которые, по причине их прямолинейности,
больше похожи на лозунги.
Корпоративный дизайн как неотъемлемая часть креатива в наружной рекламе
Хочется напомнить, что помимо рекламы непосредственно товаров
и услуг, необходима, так же длительная имиджевая рекламы, которая наиболее ярко
выражена именно в наружной рекламе. Вывеска модного салона, компьютерного клуба
или крупного банка служит не один год и может оставаться в памяти надолго.
Факторы, по которым строится система корпоративной узнаваемости весьма схожи
с факторами, формирующими идентификацию человеческой личности. Основными для
компании являются такие моменты, как:
-фирменный знак, логотип
-печатные корпоративные материалы
-вывески
-постройки
-транспорт
-униформа персонала
Этот аспект корпоративной идентификации можно сравнить с внешним обликом человека.
Как и среди людей, среди компаний встречаются те, которые тщательно следят за
своим внешним видом и те, которые совершенно о нем не заботятся. В современном
обществе компании вынуждены жестоко бороться за привлечение к себе внимания.
Первым шагом на этом пути будет создание узнаваемой имидже вой рекламы
Во многих случаях, если материалы компании не выдержаны в едином стиле, что,
безусловно, вызывает путаницу то в этом случае уже нельзя обойтись без улучшения,
а может и полному изменению корпоративного имиджа.
Компания нуждается в таком средстве, которое помогло бы выразить, как можно
четче и яснее что она из себя представляет, на чем базируется и чем занимается.
В своем желании закрепить и выразить это, компании все более полагаются на программы
корпоративной идентификации. Корпоративная идентификация отражает, прежде всего,
три основных характеристики компании:
-что она из себя представляет в целом
-что она делает
-как она это делает
Хороший запоминающийся символ отражает идентификацию и помогает поддерживать
позитивный имидж.
При этом не трудно догадаться, что компания, обладающая основательным имиджем
имеет, огромное преимущество по сравнению с той, которая таковым не обладает.
Создание имиджа медленный процесс и изменения не будут эффективными до тех
пор, пока имидж не устоится в сознании потребителя.
Заключение. Немного обобщим
Наш национальный креатив, в том виде, как он сложился к настоящему
моменту, конечно же, несет отпечаток бурного развития рекламной отрасли в целом,
развития самобытного и, возможно, нарушающего традиционные представления о том,
как это должно происходить. Но в противном случае, мы и не могли бы говорить
об украинском креативе, как о явлении достаточно любопытном, (чтобы не сказать
уникальном), и достойном внимания всех тех, кто считает рекламу значительным
фактором не только экономики, но и культуры человечества.
Все статьи: